Московский монетный двор

О монетном дворе

Новости

На памятной монете Центрального банка – Герб России

[11.03.2016 14:43:00]
- Впервые после революции 1917 года Герб России чеканился на всех монетах Банка России, посвященных Олимпиаде 2014 года в г. Сочи, - рассказал главный художник Дизайнерского центра ФГУП «Гознак»,народный художник России Александр Бакланов.– Теперь Герб России размещен на аверсе памятной монеты регулярного выпуска. Изображение двуглавого орла выполнили две талантливые художницы Дизайнерского центра». Эскиз нарисовала Елена Крамская, а лепку выполнила Александра Долгополова.

- Для наших художников такая работа не представляла никакой технической сложности, - подчеркнул Александр Бакланов. - Работа выполнена тщательно и качественно, с художественным вкусом. Основная наша проблема - это время, мы , как правило, трудимся в ситуации цейтнота. - заключил Главный художник Дизайнерского центра.

На реверсе монеты на зеркальном поле диска - рельефное изображение Шоанинского древнехристианского храма в окружении гор. Над храмом – изображения двух парящих птиц, вдоль канта – надписи, вверху: "ШОАНИНСКИЙ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКИЙ ХРАМ Х-ХI вв.", внизу: "КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА".

Художник дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Антон Щаблыкин, автор оформления реверса монеты, отметил, что, выполняя эскиз, художник-медальер в первую очередь думает, о том, как его идея будет смотреться уже в металле, на отчеканенной монете.

-Мне не довелось бывать именно в Карачаево-Черкессии, поэтому пришлось воспользоваться фотоматериалами. Но в горах Кавказа я был. Поэтому в эскизе хотелось передать красоту гор, объемы простора, прозрачность воздуха, ощущение тишины и высоты, на которой вознесся аскетичный древнехристианский монастырь, выше которого – только горные орлы, парящие над храмом.

Для того, чтобы на монете эти идеи просматривались четко, было решено применить лазерное матирование – фон на монете матирован, что создает ощущение объемности и простора горного пейзажа.

Лепка реверса монеты выполнена художником Территориальной художественной студии Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Эдуардом Тользиным.

Памятные монеты «Шоанинский древнехристианский храм, Карачаево-Черкесская Республика» выпущены номиналом 3 рубля и тиражем 3 000 экземпляров.

Монеты отчеканены из серебра 925 пробы качеством «пруф». Содержание металла в чистоте – не менее 31,1 г. Диаметр монет- 39,00 мм. Оформление гурта: 300 рифлений.\

Художник: Е.В. Крамская (аверс), А.Д. Щаблыкин (реверс).

Скульптор: А.А. Долгополова (аверс), Э.А. Тользин (реверс).\

Чеканка: Московский монетный двор (ММД).

Информация для интересующихся:

Шоанинский храм - один из аланских храмов, возведённый в первой половине X века на территории современной Карачаево-Черкессии. Престол был освящён в честь святого Георгия Победоносца. Осетины, проживающие в селе имени Коста Хетагурова, называют храм Суаны Уастырджы

Храм, выполненный в византийской архитектурной традиции, расположен на юго-восточном отроге горы Шоана (карач.-балк.Чуўана) на левом берегу Кубани, в окрестностях села имени Коста Хетагурова, в 7 км к северу от города Карачаевска.

Для строительства одного из них миссионеры облюбовали Гора Шоана была избрана для строительства храма христианскими миссионерами, не случайно.. Решающую роль при этом, видимо, сыграли большие и многолюдные поселения в долине Кубани при ее слиянии с Тебердой и несколько ниже, там, где теперь находятся село Коста Хетагурово, поселок Орджоникидзевский, аул Нижняя Мара и Хумаpa. Средневековые поселения и городища тянулись здесь, по берегам реки, почти непрерывной цепью (как и современные населенные пункты). Население их было христианским, составляло один приход и нуждалось в достаточно крупном соборе. Вот почему для строительства была выбрана гора Шоана, стоявшая в центре прихода. Сегодня по крутой, но вполне доступной автомобилю дороге можно подняться почти к храму. Между двух громадных скал, на головокружительной высоте, храм «прилепился», подобно ласточкину гнезду. Храм изумительно вписан в окружающий ландшафт.

В плане сверху Шоанинский храм имеет форму креста, в связи с чем, считается крестовокупольным, а поскольку имеет с востока три полукруглых выступа (апсиды), является трехапсидным. С севера и юга архитектурная композиция храма включает две пристройки – притворы. На стенах храма просматриваются древние фрески, найденные совершенно случайно. Отсутствие архитектурных украшений и лаконичность облика храма гармонируют со строгим горным пейзажем.

Плитовая кровля храма (видимо, и часть сводов) была обновлена монахами в 80-е годы прошлого столетия. Они же соорудили длинную пристройку с юго-западной стороны (кажется, это было жилое помещение «братии») и окружили ее и западную часть храма деревянной галереей — обходом на столбах. Сейчас ее нет, но от пристройки вниз спускается каменная лестница. Здесь находилась монастырская цистерна для воды. Внутри храма четыре квадратных в сечении столба несут подпружные арки и полусферические паруса, на которых покоится барабан. В интерьере он цилиндрический. В западной стене вход, но за ним обрыв. Если этот проем древний, значит, возможно, храм с запада имел висячую галерею?

Здание хорошо сохранилось, и это, очевидно, благодаря тому, что оно стоит на незыблемом скальном основании.

Шоанинский храм трудно назвать шедевром или чудом строительного искусства. Но это действительно редкостный архитектурный памятник, каких единицы во всей стране. Как глубокий и мудрый старец, он достоин уважения и внимания уже потому, что прожил тысячелетие — и какое! Не всякому произведению человеческих рук уготована такая судьба.

С храмом Шоана связаны интереснейшие сведения о хранившихся в нем до XVIII в. древних книгах, до сих пор не замеченные ни кавказоведами, ни византинистами, но, безусловно, требующие тщательной проверки. Источником сведений является путешествовавший по Кавказу немецкий врач Рейнеггс Якоб (настоящее имя Христиан-Рудольф Элих) (1744-1793 гг.) — «комиссионер» князя Г. А. Потемкина при грузинских царях Ираклии II и Соломоне I Имеретинском. Он свидетельствует о древнем храме "Шома" и двух древних церковных книгах из него. Одна книга представляла церковный служебник на греко-славянском языке, вторая - греческая, по словам Я. Рейнеггса, содержала богословские прения о двояком естестве Иисуса Христа. Книг в храме было больше, но Рейнеггс смог получить только эти две.

Сведения Я. Рейнеггса подтвердил Семён Михайлович Броневский (1763—27 декабря1830) — участник русско-персидской войны 1796 г., директор Азиатского департамента МИД Российской империи, Феодосийский губернатор, историк Кавказа. В одном из своих трудов он указал местонахождение книг из Шоаны: "При ручье Шона стоит древняя греческая церковь, почитаемая горцами за святилище, со многими хранящимися в ней книгами. Рейнеггс имел случай достать две таковые книги, которые находятся ныне в Геттингенском Музеуме". Путаные сведения о книгах Я. Рейнеггса дошли до Петра Ивановича Хицунова(1809- ?), известного ставропольского краеведа, исследователя древних христианских памятников Кавказа. Он писал: "Странно, что некоторая часть богослужебных книг на греческом языке, найденная в одной древней церкви на Кавказе, поступила каким-то случаем в Гейдельбергский университет, как замечательная редкость. Верно, кто-либо из германских путешественников, бывший на Кавказе в то время, вывез эти книги и передал университету".
К списку новостей